понедельник, 13 сентября 2010 г.

А.В.ШИРЯЕВ. Петербургский балет. Воспоминания. ВТО, Л,.1941.

(Окончил Театральное училище в 1885. Внук композитора Цезаря Пуни, сын артиста балета Мариинского театра Гектора (Виктора) Пуни (+1889) и балетной артистки Е.К.Ширяевой)


с.46-47
 Кроме «Спящей красавицы», в которой Брианца танцевала Аврору, для нее был поставлен «Калькабрино». Балет очень подходил к хореографическим возможностям Брианцы. В нем все было подогнано к ней, как по мерке; смуглая брюнетка с черными глазами, она действительно выглядела какой-то чертовкой. Зато с «Царем Кандавлом» Брианце не повезло. В этом балете она публике не понравилась и покинула Петербург, даже не донца срока, обусловленного контрактом дирекцией. Вопреки установившейся практике, балет в течение почти года обходился без гастролеров.
  Этим обстоятельством не преминула воспользоваться М.Ф.Кшесинская, тогда еще солистка, но уже претендовавшая на положение балерины. Опираясь на свои связи при дворе, она захватила бывший балет Брианцы «Калькабрино» и выступала в нем не без успеха. Сделавшись впоследствии балериной, она до самого конца своей службы в балете монополизировала все лучшие и выигрышные для балерины партии. Другим танцовщицам, как бы одарены они ни были, предоставлялось только то, что не привлекало Кшесинскую. За свой репертуар Кшесинская держалась очень крепко. И горе тому, кто посмел бы на него посягнуть!

с.50
  В конце 1892 г. прибыла на Мариинскую сцену восьмая по счету из гастролировавших у нас в конце прошлого века итальянских балерин. Это была Пьерина Леньяни.
  Можно смело сказать, что в ее лице мы увидели первую в мире балерину конца прошлого века; то, что она показала в области танцевальной техники было достоянием ее одной и во всяком случае превысило все наши ожидания.

с.51
По-моему, современные танцовщицы технически не превзошли Леньяни, а кое-что технически Леньяни делала и виртуознее их.Леньяни пробыла в составе петербургского балета до 1901 года.

с.54
Если не все наши лучшие танцовщицы пошли по следам итальянок и посвятили себя виртуозному жанру танцев, все же благодаря итальянскому экзерсису они достигли чрезвычайного усовершенствования своего искусства, подняв свою квалификацию до высот, о которых в прежнее время у нас и не помышляли.
  Результаты сказались очень быстро. Они наглядно проявились, прежде всего, в мастерстве Кшесинской, очень сильной тер-а-терной танцовщицы, справлявшейся со всякими «итальянскими» трудностями и, что особенно выгодно для балерин, обладавшей удивительным умением себя «подать».
  Очень много дала итальянская школа московской балерине, ныне народной артистке ССС, Екатерине Васильевне Гельцер. Как танцовщицу я всегда ставил ее выше Кшесинской. Отличаясь блестящей техникой, не уступавшей технике Кшесинской, танцы Е.В.Гельцер были значительно пластичней и мягче, чем у Кшесинской, грешившей иногда резкостью движений.
  Всецело была обязана итальянской школе О.О.Преображенская, служившая отличным примером того, каких вершин может достигнуть танцовщица непрестанной работой над собой.

с.55
Совершенно в итальянском духе была и В.А.Трефилова, танцовщица с приятным, веселым лицом, очень напоминавшая мне Брианцу. Могу назвать еще Ю.Н.Седову, Л.Н.Егорову и А.Я.Ваганову – артисток, воспринявших от итальянской школы много полезного для себя.

с.56
 Одновременно с Леньяни, разумеется, продолжала возглавлять нашу труппу Кшесинская, репертуар которой, благодаря захвату ею лучших свободных балетов, а также возобновлениям и новым постановкам, чрезвычайно расширился.
  Неизменный успех Леньяни у публики был, конечно, Кшесинской, очень не по сердцу. Честолюбие все время толкало ее на разные интриги, чтобы выжить опасную соперницу. Это ей не удалось. На восьмом году службы в нашем балете Пьерина Леньяни принуждена была навсегда покинуть петербургскую сцену.
(Елена Гдльевна : мы рассматриваем историю через мемуары Кшесинской. Ей некому оппонировать, она всех пережила – В.С.)

с.82
(1904 год, юбилей Глинки, 100 лет). Картина балета «Боама» была поставлена по желанию Кшесинской, которой по видимости не давали покоя лавры, пожинавшиеся здесь в былое время Цуки.

с.92
(1906-1908). Летом я довольно часто гастролировал за границей, исполняя главным образом обязанности балетмейстера и выступая как артист. Всего я побывал за границей семь раз. Сначала я принимал участие в гастрольных поездках нашего балета, которые организовывал гельсинфорский кондитер Фацер. Балеринами у нас были Ии Т.П.Карсавина или Э.И.Лилль. Мы ездили преимущественно по разным городам Германии…

Комментариев нет:

Отправить комментарий