понедельник, 13 сентября 2010 г.

Федор ЛОПУХОВ. Шестьдесят лет в балете. М., Искусство, 1966.

Николай Густавович Легат – учитель Вагановой. В 1901 г. умер Лев Иванов, тогда же скончался Х.Иогансон.

с.103-104
Вкус к старым балетам отбивали у меня господствовавшие в то время артистические нравы. Запомнились они мне очень ярко по спектаклям «Баядерки». Не будем осуждать Петипа за то, что его балет не выражает никакой правды об Индии: представления по ней вообще тогда были очень недостоверны, достаточно перелистать страницы иллюстрированных журналов. Отвращение у меня вызывало совсем иное – полнейшее пренебрежение исполнителей к роли, костюму и прическе. Диадема от ювелира Фаберже, сережки в ушах у артисток кордебалета, бриллиантовые перстни на мизинцах у мужчин, модные прически балерин, сделанные парикмахером Дель Кроа с Большой Морской улицы – все это могло кого угодно привести в ужас и отчаяние. Желающие и сейчас могут полюбоваться диадемой Кшесинской на ее фотографии в роли Фараона. Модно и броско причесываться перед выступлениями, невзирая на характер роли, на смысл, национальность и т.п., для иных танцовщиц считалось едва ли не самым важным. Ни Павлова, ни Карсавина никогда себя подобными поступками, но для Кшесинской это был священный ритуал. Я понимаю Фокина, у которого подобное наплевательское отношение к роли, ко времени и месту действия вызывало ярость и ненависть.

с.106
Ее боялись и презирали одновременно. Да и как было не бояться Кшесинской, если она смогла добиться беспрекословного подчинения начальства, если по ее требованию был немедленно уволен директор императорских театров князь С.Волконский, последний оштрафовал «хозяйку» за то, что она надела на сцену головной убор и биллианты, не вязавшиеся с костюмом и ролью (Лопухов не прав. Дело не в бриллиантах, а в платье с фижмами – В.С.)

с.109
Остается лишь пожалеть, что после Октября Преображенская уехала за границу. Не страх перед лишениями, не слава увлекла ее, не деньги.
…Уже немолодой, актриса покинула нас из-за бурной любви, вспыхнувшей незадолго до 1917 года. Дожив до глубокой старости, она находилась в Париже.

с.111
Всеобщей любимицей была Тамара Платоновна Карсавина. Отец ее – Платон Карсавин – балетный артист и педагог. Сергей Легат, сойдясь с Парией Мариусовной Петипа, переехал к ней (дом № 9 на Александринской площади).(Мария Мариусовна была на 20 лет старше Сергея – В.С.)
Теляковский В. – директор Императорских театров (1905 г.).
18 октября 1905 г. забастовка балета.

с.124
Попытка раскола – прекратить забастовку. Анна Павлова назвала одного из раскольников подлецом, а он ее забастовщицей. Возмущенный этим, Иосиф Кшесинский (брат Матильды) ударил по лицу раскольника, за что был тотчас же уволен. Иосиф Кшесинский погиб в Ленинграде во время блокады.

с.138
Первые гастроли Айседоры Дункан в Москве и Петербурге в 1905 г.
Последовательница Дункан в России – Ольга Дейсмондо, выступавшая в зале Петербургского дворянского собрания в чем мать родила.

с.139
Подлинное изучение античной живописи и ваяния (это уже было у Фаберже – В.С.), начатое Дункан, мы, русские хореографы, дополнили изучением текстов и т.п.

с.143
Сиамский балет незадолго до этого гастролировал в Петербурге.
(Искусство – единственное, что не обманывает надежд. – К портрету Фаберже – В.С.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий