понедельник, 13 сентября 2010 г.

ФОКИН М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Л.-М., 1962.

с.34-37

Ю.Слонимский. Фокин и его время (Предисловие).

Летом 1908 года, в разгар триумфов оперной антрепризы Дягилева, Бенуа пришел к мысли, что настало время организовать в Париже гастроли обновленного балета.

Уговорить Дягилева оказалось не так-то легко. Он боялся, что в «высшем свете» Парижа, давно считавшем балет «задворками искусства», спектакли не будут иметь успеха. К тому же выезд балетатребовал огромных средств. И это тревожило Дягилева, у которого все добытые деньги уходили на затеянные дела. В то же время Дягилев понимал, что в случае успеха балета, его авторитет еще больше возрастет. И вот – он знакомится с Фокиным, присматривается к его постановкам, едет в Москву на премьеру «Раймонды! Горского, которого некоторые «мирискусники» выдвигают в противовес Фокину, начинает налаживать связи в «высших сферах» Парижа и Петербурга. В этих переговорах развертывается его талант «шармера» и склонность угождать «сильным мира сего». Парижские меценаты и русские банкиры обещают большие деньги. Не довольствуясь этим, Дягилев ищет правительственной поддержки и для этого едет на переговоры с великокняжеской фавориткой балериной М.Ф.Кшесинской, хотя знает, что она является врагом всего нового, прогрессивного и ведет борьбу против Фокина. Он соглашается на все ее условия – даже на то, чтобы отказаться от участия в парижских гастролях Анны Павловой, - лишь бы с помощью Кшесинской получить царскую субсидию и права правительственной антрепризы. Только внезапная смерть великого князя – покровителя Кшесинской и, как следствие, потеря надежды на царскую субсидию заставили Дягилева отказаться от диктата примы-балерины.

с.38-39
Организуя «русские сезоны», Дягилев поначалу и не помышлял о том, чтобы постоянно заниматься ими. Для него они были не столько целью, сколько средство: в качестве «триумфатора» он рассчитывал приобрести право вершить судьбы искусства в России. Поэтому Дягилев, несмотря на грандиозные успехи «русских сезонов», возобновил переговоры с Кшесинской, организовал ее выступление за границей, через голову директора императорских театров связался с министерством двора, предлагая организовать на императорской сцене нечто аналогичное «русским сезонам». При помощи Кшесинской он нашел ход к членам царской фамилии. Но все это ни к чему не привело.

Не увенчалась успехом и его докладная записка на имя министра двора о создании министерства искусств, включающего Академии. Художеств и императорские театры (положительное решение этого вопроса сулило Дягилеву высокий пост).

с.90
Соня (сестра Фокина – В.С.) гуляла в летние месяцы не только с подающей надежды, но уже доказавшей исключительную талантливость М. Кшесинской, впоследствии знаменитой балериной. Последняя была на «свободе» в виде исключения за особые заслуги ее отца и маститого артиста Ф. И. Кшесинского.

с.168
Танцев в балете было много и по темам они были разнообразны. М.Ф.Кшесинская, исполнительница главной роли – рабыни Евники, кроме главного танца перед статуей Петрония, поэтичного и драматического, исполняла еще «танец среди мечей». Восемь острых мечей втыкались в землю острием вверх, и весь танец происходил между их лезвиями.

с.344
(О русских балетах в Лондоне. Беседа с М. М. Фокиным).

- В «Карнавале» танцует г-жа Кшесинская?
- Да, и она хорошо исполняет этот балет. Кроме «Карнавала», она будет танцевать «pas de deus» из «Спящей», «Лебединое озеро» и «Армиду».

Предполагались также «Сильфиды» и «Видение розы», но мы не успели с ней разучить эти балеты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий