понедельник, 13 сентября 2010 г.

Александра БОГДАНОВИЧ. Три последних самодержца. М., 1990.

с.182
21 февраля 1893 г. Обедал Коломнин. Он говорил, что цесаревич серьезно увлечен танцовщицей Кшесинской 2-ой, которой 19 лет. Она не красивая, не грациозная, но миловидная, очень живая, вертлявая, зовут ее Матильдой. Цесаревич говорил этой «Мале», что упросил царя два года не жениться. Она всем и каждому хвалится своими отношениями с ним.

с.183
3 апреля 1893 г. Говорил Валь про цесаревича, что за ним так следят, что он этого не замечает, но раз, выходя, он встретил полицейского, который случайно проходил по этой улице с бумагами. Цесаревич дал ему 25 руб. и сказал, чтобы он не говорил, что его видел. Тот об этом заявил в участке. Валь говорил Черевину про его похожэдения, тот сказал Воронцову, совещались вместе. Царю не ришились все сказать, но поведали великому князю Алексею, который нанял возле своего дворца квартиру для двух Кшесинских (сестер), и теперь, когда цесаревич к ним ездит, для других – будто он едет к Алексею. Но царю и Алексей тоже ничего не сказал.
  10 апреля 1893 г. Бобриков говорит про цесаревича, что шалит, пора его женить; что написал Кшесинской, когда говел, что скоро кончит говеть и тогда с ней «заживут генералами». Кшесинская очень заважничала с тех пор, как находится для les bonnes graces (особых милостей – франц.).

с.190
8 апреля 1894 г. Толмачев говорил, что царь не хотел пустить жену Сергея Александровича и его самого в Кобург на свадьбу, что была переписка по этому поводу, и, наконец, царь дал свое согласие. Причина этому – увлечение цесаревича Елизаветой Федоровной. Еси это так, то, значит, царь не знает про проказы своего сына с Кшесинской, которые всему городу известны.

с.191
13 апреля 1894 г. Про Кшесинскую говорят, что ее выслали из Петербурга, дав ей значительную сумму денег.
18 апреля 1894 г. Плеве не одобрил мысли Валя удалить Кшесинскую, находит, что это раздражит цесаревича, который, по мнению Плеве, не так уж ей увлечен; но следует удалить ее через год после свадьбы. Валь же против такой комбинации. Он находит, что следует ей дать денег и, ввиду весны, когда все уезжают, заставить ее уехать. За ней последуют Ратьков-Рожнов и Шубин-Поздеев, и ее утешит замужество с одним из них. Все думают, что, вернувшись в Петербург в субботу, цесаревич уже в воскресенье будет у Кшесинской, которая теперь разыгрывает роль больной, несчастной, никого не принимает, что его опять втянут туда, что он уже связан разными непотребными знакомствами. Она его называет «Коко», в семье он – «Nica». Алексей Александрович жалеет его, что его оторвали, и первый ему поможет. У Черевина и Воронцова царь ни разу про нее не спросил, они же не смеют первые с ним заговорить. Теперь каждому страшно идти против нее, так как силы не равны – все быстро вспомянется. Цесаревич всегда может при всяком случае высказать отцу против смельчака.

с.199
18 января 1895 г. Вечером у Е.В. (Евгений Васильевич Богданович, муж автора «Дневника»- В.С.) был Радциг, камердинер царя, который ездил с ним и в кругосветное путешествие. Говорил, что Кшесинская писала царю на него анонимные письма, что он их хотел ему отдать, но так как Радциг отказался их читать, велел их сжечь. Кшесинская и в Англию невесте царя писала про него письма, тоже анонимные, что он больно, чтобы за него не выходила замуж. Она даже плакала. Но затем все выяснилось, и тогда царь сказал Радцигу, что теперь верит ему, что она дрянная женщина, так как Радциг всегда просил его, чтобы он ее бросил.

с.215
ноябрь 1896 г. Вчера Комаров говорил, что молодой царице после рождения дочери запрещено было быть женой царя и что поэтому дядюшки устроили ему снова сожительство с Кшесинской, что ширмами взят великий князь Сергей Михайлович, который l*amant (любовник – франц.) Кшесинской. Все это известно царице-матери, которая поэтому сильно расстроена.

с.248
Тоже рассказал Радциг, какое тяжелое пережил время, когда, наследником, царь увлекался Кшесинской. Радцигу было тяжело смотреть, как Кшесинская и вся ее компания спаивали наследника ежедневно. Он не утерпел, высказал это наследнику и потому потерял свое место, но затем опять цесаревич взял его к себе и дал ему прочесть свой дневник, именно то место, которое касалось Кшесинской и все той эпохи его жизни. Молодая царица, получавшая, будучи невестой, массу анонимных писем про жениха, тоже читала дневник царя. Пишет он ежедневно по вечерам, потом выпивает стакан молока и идет спать. Когда цесаревич увлекался Кшесинской, царица-мать смотрела на это совершенно спокойно, находила это вполне нормальным, но весь придворный entourage (антураж, окружение – франц.), кроме великих князей, которые помогали в этом цесаревичу, очень возмущался, что выбор пал на первоклассную танцовщицу. Теперь у царя к ней нет никаких чувств – он любит жену, детей, и, когда он с ними, он вполне счастлив.

с.458
3 апреля 1908 г. В Монако Рейнбот видел великую княгиню Марию Павловну за рулеткой, там же великого князя Алексея Александровича с Балеттой, великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича с Кшесинской.

Комментариев нет:

Отправить комментарий