понедельник, 13 сентября 2010 г.

Эдвард РАДЗИНСКИЙ. «Господи…спаси и усмири Россию». Николай II: жизнь и смерть. М., 1993.

с.47-48

И после этого (после коронационного спектакля 1896 г.) она (Матильда – В.С.) не давала забыть о себе. В Михайловском театре, когда ожидали царя, она часто занимала ложу бельэтажа напротив его ложи.

И он ее никогда не забывал. Все-таки она была единственной любовницей во всей его жизни. (Радзинский, в отличие от Боханова считает Кшесинскую любовницей цесаревича – В.С.)

13 февраля 1911 года, когда был объявлен ее бенефис – прощание со сценой, он решился сам прийти на этот спектакль и вручить ей традиционный подарок. Накануне бенефиса театр напоминал осажденный город. Было объявлено, что мать Государя приедет на спектакль вместе с ним. Все поняли – вдовствующая императрица решила не дать Николаю встретиться наедине с «этой женщиной». Так ее боялись.

Министр двора вызвал директора императорских театров:

- Государь не должен вызвать к себе в ложу «эту женщину». Если это произойдет, вдовствующая императрица вам не простит.

В день бенефиса прислали подарок от царя – кулон в виде бриллиантового орла. «Этот подарок Государь собирается вручить Кшесинской сам» - так объяснили директору, к его ужасу. Но, когда Николай прибыл вместе с матерью, хитроумный директор вдруг громко спросил:

- Подарок госпоже Кшесинской, Ваше Величество, прикажете передать сейчас? Или во время публичного чествования?

О, как посмотрела мать на несчастного Николая!
- Конечно… Конечно… Можно и сейчас, - беспомощно пробормотал царь.

И торжествующий директор отправился к Матильде и сам вручил этот подарок…
«О ее доме в Стрельне, - рассказывала Вера Леонидовна (персонаж повествования Радзинского, якобы старая артистка в Петербурге, дожила до 1960-х гг. и рассказыает авторы свои впечатления – В.С.), - ходили легенды. Сколько юных танцовщиц, начинающих дебютанток прошли через этот дворец! Балерин собирали в огромном зале.. Гасли свечи, в темноте открывались двери, и толпа молодых великих князей радостными жеребцами врывалась в комнату – это называлось «Похищение сабинянок». «Живые картины» продолжались до утра в бесконечных комнатах, где уединялись похитители и похищенные» (Дача в Стрельне, по Радзинскому – дом свиданий – В.С.)

В первую мировую войну Сергея Михайловича и Кшесинскую обвиняли в громадных взятках, которые они получали за выгодное размещение заказов на снаряды и пушки. В Стрельне шла большая карточная игра, и там раздавались концессии, ворочали миллионами.

«Скоро ли Сергей будет смещен со своего поста, так все против него. К. опять в этом замешана», - грозно писала Николаю Аликс.

Но Николай не выдал Маленькую К. даже ей.
Все эти годы Сергей Михайлович – рядом с Маленькой К. Но на пороге XX века, когда у ветреного великого князя начался серьезный роман, Маленькая К. тотчас позаботилась о новом Романове. В «восхитительном отеле» появился еще один обитатель. Он был также голубоглаз и стеснителен… При первом знакомстве он пролил вино на ее платье, и ей окончательно показалось, что в этом юноше к ней вернулся Ники. Так вошел в ее жизнь великий князь Андрей Владимирович… Они уехали в Венецию) потом в Прованс, и там он купил ей дом на берегу моря – это был третий дом, купленный ей очередным Романовым. (Цесаревич – дом на Английском проспекте, 18; Сергей Михайлович – дачу в Стрельне и особняк на Каменноостровском; Андрей – дачу в Новом Мисхоре и дом в Провансе. Итого: три дома и две дачи.- В.С.). Когда они вернулись в Петербург, Сергей Михайлович снова был рядом с нею. А потом у нее родился сын Владимир. Знала ли она точно, чей это был сын? Знала – сын Романова!

В феврале 1917 года состоялся последний прием в ее доме. На следующее утро, когда ее эконом проверял сервиз и серебро, она увидела из окна, как бесконечная толпа загибала на мост – туда, к ЕГО дворцу. Потом ей позвонил глава петроградской полиции, сказал кратко: «Ситуация критическая, спасайте все, что можете»

Вера Леонидовна:
«В дни февраля 1917 года я была на квартире моего знакомца знаменитого артиста Юрьева. И там несколько дней спасалась Матильда. Она пришла туда переодетая, в жалком пальто, в каком-то платке, с маленьким сыном (15 лет! Маленький?! –В.С.), собачкой и крохотным ридикюлем. Там лежало все, что осталось у нее от дворцов и несметных богатств…»

И она показала дрожащими, в темных старческих пятнах руками, как Кшесинская держала свой ридикюль.

с.67
(17 мая 1896 г. Коронация). Поехали в Большой театр на торжественный спектакль. Давали по обыкновению первый и последний акт «Жизнь за царя» и новый красивый балет «Жемчужина»…

Этот «новый красивый балет» - и был тот самый, в котором, к изумлению публики, на сцену вышла Кшесинская.
В тот вечер мать еще раз поняла, как мягок ее Ники.

с.70
Существует такое понятие: царский характер. Это сумма качеств, которая должна производить впечатление мощной воли. У Николая этого не было. «Рыхлая жалость», «паралич воли» - так говорили о нем одни. Другие возражали – коварен. На самом деле он был упрям… Его трагедия: будучи упрямым, он не умел сказать четкое «нет» в лицо просителю. Он был слишком деликатен и хорошо воспитан для грубой определенности. Вместо отказа он предпочитал промолчать. И, как правило, проситель принимал молчание за согласие. Николай же выжидал следующего, который разделил бы его точку зрения.

И тогда тотчас принимал решение. В результате первый проситель, принявший молчание за согласие, клял коварство Государя. Именно так было в истории с Кшесинской. Когда мать и министр вычеркнули имя балерины из коронационных торжеств, он промолчал – не мог обидеть мать. Но он ждал. И когда его дядя Владимир пришел просить за Матильду, Николай тотчас же согласился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий