понедельник, 13 сентября 2010 г.

Владимир ФЕДОРОВИЧ. «Сергей Дягилев или закулисная история русского балета». М. 2003. (перевод с французского).

с.37-38

 В Санкт-Петербурге балетные школы часто воспринимались как место разврата. Поскольку настоящих балетных критиков еще не существовало. Высказывания, касающиеся балета, чаще всего сводились к «похвале женственности». Аким Волынский, один из таких «специалистов», создал целую теорию, согласно которой наиболее важной вещью в танце является эротизм. Он с неизменным удовольствием описывал ширину бедер своих любимых танцовщиц, не проявляя ни алейшего интереса к хореографии.

с.43
Царские танцовщицы.Оказаться под императорским покровительством считалось особенно удачей, это избавляло артистов искать средств у богатых предпринимателей или банкиров. Хотя – что значит, искать? Балерины в России так высоко ценились, что редко можно было встретить такую, у которой не было бы богатого покровителя. Поговаривали даже, что некоторые члены императорской фамилии подавали пример по этой части.

с.44
Разумеется, аристократия и члены императорской фамилии фигурировали в числе самых пылких почитателей балета. Впрочем, эту традицию подхватили после революции «красные цари», превратившие Большой театр в свой гарем (как вульгарно пишет Федоровский – В.С.).Так, балерина Матильда Кшесинская была любовницей Николая II до его вступления в брак. Будущий император посещал ее в доме, выстроенном когда-то великим князем Константином Николаевичем для Кузнецовой, танцовщицы, от которой у него было двое сыновей (проверить: кому принадлежал дом по Английскому проспекту, 18 – В.С.). Князь Владимир Долгорукий, брат знаменитой Кати (почему «Катя», откуда такая фамильярность? – В.С.) морганатической супруги императора Александра II, прижил незаконного сына с танцовщицей Александровой и впоследствии Михаил Александров и сам стал танцовщиком. Великий князь Николай Николаевич, брат Александра III (ошибка, надо «Александра II»- В.С.) тоже полюбил танцовщицу, Числову, у них было два сына и две дочери. Граф Алексей Шувалов, принадлежавший к другому знатному роду, женился на танцовщице Вере Легат. Крестник Павла Гердта, самого прославленного танцовщика Санкт-Петербурга конца XIX века, немца по отцу, крестившегося в православие, стал Павел Андреевич Шувалов.

Что касается звезды русского балета Анны Павловой, она была внебрачной дочерью богатого купца, который заставил свою любовницу выйти замуж за солдата.
Но пожалуй, самым ярким примером удивительного социального восхождения все-таки остается более близкая нам история Матильды Кшесинской.

с.16
…Цесаревич поселил Кшесинскую на Английскую набережную. (Неверно – Английский проспект, Потом, это было не в 1892 г., а только в 1894 г., когда наследник подарил дом по Английскую проспекту, 18. Федорович переписал ошибку с книги Радзинского, 1993. У Радзинского тоже «Английская набережная» – В.С.).
Выбор Матильды в качестве любовника цесаревича предварительно был предметом довольно забавного обсуждения в лоне царской семьи, а следовательно, не принадлежал одному только будущему царю. Приведем слова жены великого князя Константина, которая принялась по этому поводу за сравнительное изучение достоинств и недостатков представительниц различных народов. «Русские, - говорила она, часто бывают красивыми, но их любовь недостаточно утонченна; француженки обладают богатым воображением, но чересчур похотливы и учат великих князей непристойным вещам; испанки до того страстны, что доводят своих партнеров до бессилия; итальянки слишком ревнивы, и их любовь опасна; немки слишком холодны и сентиментальны. Кто остается? Польки. Только они умеют соблюсти меру во всем: в красоте и утонченности, в похотливости и сентиментальности».
 Сама судьба подсказывала решение: Кшесинская была полькой (Мать Кшесинской – француженка – В.С.).
  Романтическая связь с цесаревичем совпала с первыми успехами Матильды на сцене. Случилось так, что итальянка Карлотта Брианца, первая Аврора в «Спящей красавице» покинула сцену в 1891 г. После ее ухода Кшесинская, бесспорно, стала прима-балериной русской сцены, затмив всех иностранных звезд.

с.48
 Злые языки обвиняли Кшесинскую в том, что у нее «отвратительные» ноги и называли ее, обыгрывая балетный термин, «танцовщицей невысокого полета». Но танцовщица заставляла забыть о любых своих недостатках благодаря удивительному обаянию и ослепительным пируэтам.
  Поклонники «несравненный» следователь за ней на гастроли. «Фантастический период, - скажет она позже об этом времени.- Ни один мужчина не мог разориться без того, чтобы вину за это не приписали женщине. Мужчины тогда не скрывали своих любовниц. Они демонстрировали их, тратили на них состояния. Я жалела несчастных жен, неспособных соперничать с подобной выставкой роскоши, и мечтала об установлении равенства».

с.48
  В мае 1896 г. состоялась церемония коронации: представился удобный случай проверить те обещания, которые Николай дал бывшей любовнице. Проверка, мало сказать, разочаровала балерину.
 Кшесинская была просто-напросто потрясена тем, что ее даже зрительницей не пригласили на гала-представление, устроенное в Большом театре в честь императорской четы. Там должны были показать новый балет «Жемчужина» на музыку Дриго. Главную роль в партии танцевала

с.49
Леньяни, молодая итальянская балерина. Но Матильда была не из тех, кто уступает свое место без борьбы. Она немедленно отправилась к великому князю Владимиру, любимому брату Александра III, старшему дяде Николая. Результат не замедлил себя ждать: Управление Императорских театров получило приказ пригласить Кшесинскую участвовать в другом гала-представлении, устроенном по случаю коронации. «Примысли о том, что Ники за меня заступился, мое сердце наполнилось счастьем».
  Дриго пришлось пересмотреть свое сочинение, А Петипа добавил специально для Кшесинской па-де-де. Так, к белым, черным и розовым жемчужинам прибавилась желтая.

с.51
  Матильда была не только талантливой танцовщицей, но и умной женщиной. Она ничего не оставляла на волю случая, рассчитывая даты своих представлений так, чтобы появляться всегда в самый разгар сезона; на все остальное время она устраивала себе долгие каникулы в своих многочисленных дворцах (каких многочисленных ? – В.С.) и загородных домах, где задавала роскошные приемы.

с.75
  На удивленные вопросы Бурмана, который был в это время (1908 – В.С.) его лучшим другом. Вацлав отвечал, что получил от Дягилева аванс в 25 тыс. руб., под будущий контракт на астрономическую сумму, который свяжет его с «Русским Балетом»; в первый год он должен получать 60 тыс. рублей, а затем каждый год следовала прибавка в 10 тысяч… При этом речь шла только об ангажементе на четыре летних месяца, остальное время принадлежало Мариинскому театру.

с.80
 Матильду Кшесинскую идея отправиться в Париж вместе с труппой привела в восторг, но у Фокина она вызвала неодобрительное отношение. Он считал Кшесинскую «устаревшей» танцовщицей, непригодной для его новых проектов и совершенно не был склонен вводить ее в свои балеты. Что касается Дягилева, у него было на этот счет другое мнение. Кшесинская должна была танцевать на гастролях любой ценой: дело было не столько в ее славе, сколько с ее влиятельности.
  И потому Фокину пришлось уступить. Он нехотя ввел приму в один-единственный балет, и Дягилев считал, что она согласится: уж очень важными были парижские гастроли. Но этого не случилось. Узнав, что ей предстоит исполнить всего одну роль, Кшесинская полностью утратила интерес к проекту.

с.81:
 Декорации «Павильона Армиды» можно было взять в Императорских театрах, но декорации «Клеопатры» и «Сильфид» надо было делать самим. Могущественный покровитель труппы великий князь Владимир добился у царя субсидии в 100 тысяч рублей.Но в феврале 1909 г. обрушился удар судьбы: умер великий князь Владимир.
 Ситуация быстро ухудшилась: обещанные субсидии исчезли с повестки дня. Великий князь Андрей, родной сын покойного, ревнуя к влиянию Дягилева на отца, пожаловался царю, обличая «упадочническое искусство», которое пропагандировал создатель «Русского балета».

с.83
Великий князь Андрей, объявив, что искусство Дягилева «порочит память его дорогого папы», добился запрета увозить в Париж декорации Большого и Мариинского театров.

с.135
Так, балерине Лидии Лопуховой, ставшей женой Кейнса, влиятельного английского экономиста, было разрешено остаться в труппе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий