понедельник, 13 сентября 2010 г.

А.Н.БОХАНОВ. Романовы. Сердечные тайны. М., 2000

с. 214

  Матильда происходила из актерской семьи, и хотя потом писала и говорила, что ведет родословную от польской графской семьи Красинских, однако эта аристократическя генеалогия так никогда и не была подтверждена. Ее прекрасно знали во всех игорных домах Европы, где она получила прозвище «Мадам Семнадцать». Игроком была азартным, немало выигравала, но еще больше проигрывала

с.216
   Кшесинская пережила не только всех знакомых, родственников и друзей, но и современников и очевидцев ее театральных триумфов. Задолго до своей смерти она стала живым реликтом. Интерес к ней вызывался в первую очередь не теми балетными партиями, в которых она когда-то блистала на сценах Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Вены, Берлина. В театральных амплуа ее уже почти никто не помнил, да и редко кто видел. Публику притягивало совсем другое – образ возлюбленной последнего русского царя.
  Главным событием ее жизни действительно была связь с Николаем II. Собственно, с царем у нее отношений никаких не существовало, но вот до того, как стать таковым, Николай Александрович испытывал несомненную тягу к восходящей звезде императорской сцены.

с.218-219
  В 1892 году восходящая звезда императорской сцены сняла на Английском проспекте уютный двухэтажный особняк, куда вместе со своей сестрой Юлией (актрисой кордебалета) и переехала от родителей, жить с которыми становилось «неудобным». Здесь принимала поклонников, и первого среди них – Николая.
  По странному стечению обстоятельств этот особняк за двадцать лет до того был построен сыном Николая I великим князем Константином для своей возлюбленной, тоже балерины, Анны Кузнецовой, с которой, начал жить «одним домом». Кшесинская знала эту историю. В театральном мире она давно стала хрестоматийной. (Наследник Николай не стал строить новый дом для Матильды. Слишком дорого. Он предпочел, чтобы Маля сама сняла особняк. Особняк принадлежал Софии Карловне Римской-Корсаковой - В.С.)
  Самоуверенная и деловитая Малечка явно была не прочь повторить успех предшественницы. предшественницы. Когда отец Матильды задал ей вопрос: известно ли ей, что она не может рассчитывать на большее, чем роль «наложницы», то услышал в ответ: «Я отлично все осознаю, но всей душой люблю. Ники и не могу задумываться о том, что меня ожидает. Я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю».
  Она пользовалась «счастьем». Одновременно – и вполне определенными выгодами, которые открывало положение «наложницы» цесаревича. В театре начала себя вести «по-царски». Скандалы и столкновения с другими актерами стали нормой для Кшесинской. От всех требовала к себе особого отношения. Ни от кого не скрывала свою связь с будущим царем. Более того. Афишировала эту связь, подчеркивая, что у них именно интимныне отношения, а высокородный поклонник «ее боготворит» и сделает все, что она пожелает. Слухи по этому поводу немедленно заполонили Петербург.

с.220-221
  В XIX веке не существовало подслушивающих устройств и скрытых кинокамер, позволяющих вторгаться в самые сокровенные уголки жизни известных людей, а потом все это делать достоянием публики. Хотя «бульварная пресса» и имелась, но общественные нравы того времени, в отличие от конца XX века, были совсем иными. Если бы какому-нибудь не в меру ретивому репортеру и удалось сделать фотографию балерины в объятиях наследника русского престола, то можно смело утверждать: ни одно издание, ни в Европе, а уж тем более в России, никогда бы такой «сенсационный материал» не опубликовало.
  Между тем вопрос о том, связывала ли цесаревича и Кшесинскую постель, или у них была лишь романтическая влюбленность, интересовал не только современников. Свыше ста лет по этому поводу бытуют самые разные утверждения. Но никто не отыскал убедительных подтверждений ни одной из двух расхожих версий («был секс» - «секса не было»).
  Имея в виду темпераментность натуры «королевы фуэте» (она могла делать 32 таких сложных танцевальных движения), ее расчетливость и прагматизм, трудно предположить, что Матильда не попыталась бы набросить «любовный аркан» на своего царствненного поклонника. Таким арканом могло стать рождение детей. И если бы балерину и цесаревича действительно связывали сексуальные отношения, то свой шанс она не упустила бы. Между тем, несмотря на то, что они встречались и «возились» много раз, подобного не произошло. Приведенное соображение, конечно, служит лишь косвенным подтверждением версии об отсутствии интимной близости между последним русским царем и танцовщицей.
  Никаких «документальных свидетельств» не обнаружено. В личных бумагах Николая II нет никаких указаний на достоверность первой версии. Из скупых упоминанй в его дневнике – «хорошо посидели» и «повозились» - абсолютно не следует, что они слились в сексуально-любовном экстазе. «Повозились» - расхожее выражение Николая II, которым он часто пользовался с юных пор. (Рано начал сексуальную жизнь? – В.С.). Не сохранилось ни одного любовного послания или даже записки, которые бы цесаревич посылал балерине.
   Вся история их отношений обычно реконструируется обычно по воспоминаниям «великолепной Матильды», которые она написала, когла перешагнула рубеж 70 лет (1942?. Но ведь мемуары написаны в 1953 и вышли в 1960 году. Матильде было 88 лет – В.С.). В них она и рассказала о последнем русском царе и об их мимолетном романе. Но словам старой женщины, отдавшей свою жизнь сцене и любви, не следует безоговорочно доверять.

с.223-224
  В своих воспоминаниях Кшесинская не только выдала желаемое за действительное, но и умолчала о важном. Может быть, «запамятовала», а может быть, не хотела бередить «старые раны». Например, забыла сообщить о том, что когда цесаревич был уже обручен, то отвергнутая прима отправила его невесте в Англию подметные письма, где чернила бывшего возлюбленного.
   Алиса, как только получила послание без подписи, содержавшее оскорбительные для Ники выпады, читать дальше первых строк не стала. Передала листки цесаревичу. Тот сразу понял – Малечка… Все рассказал невесте, которая его тут же простила.
  Из-за этого «подлого поступка» Николай невзлюбил некогда «свою М. К.», а увидев ее в январе 1896 года на сцене, признался сестре Ксении, что ему «было неприятно». После того спектакля Ксения сообщала брату Георгию на Кавказ: «В воскресенье (28 января) мы были на «Спящей красавице» (Ники и Аликс тоже) и в первый раз видели Малечку. Ники мне потом признался, что у него была ужасная эмоция и ему было весьма неприятно в первую минуту ее появление… Аликс выглядела грустной, что вполне понятно!».
   После получения известия о помолвке 8 апреля 1894 года цесаревича с Алисой Гессенской его брат Георгий из Абас-Тумана писал сестре Ксении: «Очень и очень благодарен тебе за твои милые письма. Прости, что так редко пишу тебе. Слава Богу, что Ники наконец помолвлен с Аликс. Ты не поверишь, как я этому обрадовался; это великое счастье, что она согласилась в конце концов, а то могла бы выйти весьма неприятная история, в особенности из-за Малечки; надо удивляться одному: как до сих пор Папа и Мама ничего об ней не знают. Хорошо еще, что это так кончилось».
  Разрыв между балериной и цесаревичем произошел за несколько месяцев до его помолвки. Инициатором был Николай. У него – своя судьба. У нее – своя. Первое время Матильда ужасно переживала, рыдала, несколько раз, сославшись на болезнь, не выходила на сцену.

с.225
Кшесинская недолго оставалась затворницей. Вскоре она нашла утешение в объятиях великого князя Сергея Михайловича (а были ли объятия?– В.С.), а паралелльно сожительствовала с кузеном царя великим князем Андреем Владимировичем, от которого родила сына Владимира (1902-1974). «Брак втроем» (шведская модель – В.С.). добавил Матильде скандальной славы. Лично ее это задевало мало, скорее наоборот: она даже бравировала своим влиянием и положением. Постепенно в театральном мире возникло убеждение во всемогуществе балерины. Говорили, что Кшесинская способна добиться от самого царя Николая II всего, чего пожелает. Ведь она его «старая любовь»… (Ужасно мелочно жили эти Романовы. Заниматься балетом и любовницами, когда Россия на пороге революции. Вникать в «несовместимость цветов» в царской оранжерее, когда происходят забастовки и Россия на грани войны – В.С.)

КОММЕНТАРИЙ к Боханову (Валентин Скурлов):
  Автор пытается нас убедить, что Матильда до 22 июля 1900 года (ночь с великим князем Андреем Владимировичем) была девушкой (весталкой), а цесаревич Николай стал мужчиной с Алисой. Боханову нужны 100% доказательства. Лучше всего фото – «мужчина, похожий на прокурора» и «мужчина, похожий на министра юстиции», как это было в новейшей российской истории. Иных доказательств Боханов не признает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий