понедельник, 13 сентября 2010 г.

Матильда КШЕСИНСКАЯ. Воспоминания. М., 1992.

с. 41
Я нашла маленький, прелестный особняк на Английском проспекте № 18, принадлежавший Римскому-Корсакову. Построен он был великим князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой, с которой он жил.

с.42
Приезжал ко мне граф Андрей Шувалов с Верой Легат, балетной артисткой, на которой он потом женился.

с.47
7 апреля была объявлена помолвка наследника цесаревича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской.
«Когда бы мне не приходилось к нему (наследнику) обращаться, он всегда выполнял мои просьбы без отказа».

с.50
Трогательным вниманием со стороны наследника было выраженное им желание, чтобы я осталась жить в том доме, который я нанимала, где он у меня так часто бывал, где мы оба были так счастливы. Он купил и подарил мне этот дом.

Однажды во время прогулки я увидела прелестную дачу, расположенную посредине обширного сада, простиравшегося до самого моря.. Дача была большая, но запущенная, но общее положение участка мне понравилось. На углу висела вывеска «Дача продается», и я пошла внимательно все рассматривать. Видя, что дача мне очень понравилась, великий князь Сергей Михайлович ее купил на мое имя, и в следующем году я уже в нее переехала на все лето.

с.51
Впоследствии я все лучше и лучше устраивала и самую дачу, и сад вокруг нее и построела даже собственную электрическую станцию для ее освещения, что было большим новшеством в те времена. Многие мне завидовали, так как даже во дорце не было электричества.

с.52
Сезон (1894-1895) был не блестящий, скорее бледный, так как Двор был еще в трауре.

с.53
Мебель для дачи заказала у Мельцера, лучшего фабриканта мебели в Петербурге.

В то время (1895 г.), чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания.

с.54
(1895-1896) На сцену меня не тянуло, я мало работала и танцевала без всякого настроения.

с.55
(Коронационный спектакль, май 1895). Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением перед труппой.

с.56
Наконец появился Государь верхом на белом коне, подкованном серебряными подковами с серебряными гвоздями. Подковы и гвозди государева коня потом сохранялись в Оружейной палате.

с.62
(1897) По правде сказать, я никогда не любила танцевать за границей и в особенности уезжать надолго; я любила жить у себя дома. Иногда я танцевала за границей, но, в общем не очень часто.

с.65
Князь Никита Сергеевич Трубецкой, адъютант великого князя Николая Михайловича. Впоследствии он женился на нашей балетной артистке Любови Ивановне Егоровой.

с.74
(февраль 1900).Бенефис в честь десятилетия пребывания на Императорской сцене. Обычно бенефис дают за 20-летнюю службу или по выходу на пенсию. Для 10-летнего юбилея надо особое разрешение

с.82
(1900 г., история с князем Сергеем Трубецким). Но когда задевали мое самолюбие, то, вполне естественно, я защищалась всеми теми средствами, которыми располагала.

с.86
(декабрь 1901). На Рождество я устраивала елку для более близких моих друзей и любимых артистов. По традиции начиналось Рождественским обедом, после которого зажигалась в зале елка и всем приглашенным я раздавала подарки, обыкновенно вещи от Фаберже.

с.87
(На шестом месяце беременности) 15 февраля 1902 г. я танцевала последний раз и закончила на этот сезон.

с.91
(осень 1902). Андрей должен был поступать в Александровскую Военно-Юридическую академию, 16 августа, впервые после родов (18 июля) уже танцевала.

с.94
В 1903 г. отказалась от гастролей в Америке на очень выгодных условиях. Не хотела расставаться с сыном.

с.96
(1903-1904) Как раз в это время я выхлопотала увеличение жалования балеринам с 5 000 на 8 000 рублей в год, что составляло по тем временам очень существенную прибавку. Для меня жалования не играло роли, но я хлопотала об увеличении жалования для моих товарок.

Прощальный бенефис назначила на 4 февраля 1904 г.

с.98
Я получила массу цветов и много ценных подарков.

с.199
Я согласилась быть гастролершей, без всякого контракта.
Никакой контракт не сможет меня связать, и никакая неустойка меня не испугает.

с.101
3 июля 1905 г. скончался мой отец, 83 лет от роду. Годом раньше он провалился на сцене в люк, при смене декораций. Это ускорило его кончину.

с.102
Всю зиму 1905-1906 гг. я прожила за границей (на юге Франции). Миша Александров, балетный артист. Он был сыном балетной артистки Александровой, а его отец князь Долгоруков.

с.105
Под Рождество 1907 года я наконец смогла перебраться в свой новый дом. Старый дом я продала князю Александру Георгиевичу Романовскому герцогу Лейхтенбергскому.

с.112-113
Дягилев хлопотал через Кшесинскую о казенной субсидии в 20 000 руб. для своих постановок, но не получил в связи со смертью великого князя Владимира Александровича.

Комментариев нет:

Отправить комментарий